Государства с культом красоты.
Государства, исповедующие культ Красоты, или давали громадное в процентном отношении число гениев, или сравнительно быстро развивались. Так, Древняя Греция (полис Афины) по количеству населения тех же Афин представлявшая собой поселок городского типа – максимум сотня тысяч свободного населения, – являла собой просто питомник гениев. У Плутарха в одном месте упоминается всего 14240 человек граждан (Перикл, гл. 37) в определенное время, а с учетом женщин, детей и рабов это вряд ли больше ста тысяч жителей. У Фукидида, наоборот, армия Афин насчитывала порядка 41 тысячи, но это с союзниками – отсюда вероятное число афинян приближается к нескольким сотням тысяч свободного населения максимум. Но даже если там было несколько сотен тысяч, это все равно еще «одноэтажный» поселок, учитывая его известную площадь (меньше девяти квадратных километров по самым оптимистичным подсчетам). Мы видели дачные поселки и поболее. По словам Плутарха, Фемистокл помнил по именам всех граждан Афин, и даже с учетом выдающейся абсолютной памяти это указывает на не слишком большое село. Но список гениев скульпторов, философов, поэтов, ученых, политиков – громаден и не был перекрыт даже государствами с миллиардным населением.
Следующий «культ красоты» возродился в эпоху Возрождения вместе с возрождением культа Древней Греции и древнегреческой философии. Имена гениев на слуху до сих пор.
Еще одна страна, которая стала культивировать своеобразный «культ красоты», – это Япония. Правда, у них своеобразная красота – красота повседневных вещей. Они учат красоте целесообразности. Культ совершенства принял у них немыслимые формы. Но это «красота» повседневных вещей, красота производства. Всемирных корпораций хоть отбавляй, за японцами сейчас мало кто в технике угнаться может, но вот индивидуальных гениев искусства мало. В основном эти гении творят совершенные вещи обихода. Расцвет Японии, также как и расцвет Древней Греции, очевиден, но она, скорей, является «коллективным гением». Благодаря особенностям культуры японцы не выделяют отдельного человека, но общину, хотя людей, совершивших открытия, у них множество.
Страницы: 1, 2