Наблюдательность и конструкторская деятельность
Учитывая требования к обычному студенту, легко понять, как выдающийся русский кораблестроитель П. А. Титов проектировал корабли в уме со всеми деталями, выдавая от руки чертежи с размерами каждой детали парохода или крейсера, которые потом, точно по ГОСТам, перечерчивало на ватманах целое бюро.
Практически про всех ведущих авиаконструкторов мира рассказывают легенды, что они, мол, отдыхали, создавая в уме чертежи самолетов, глянув на чертеж, могли указать, полетит самолет или не полетит, выдержит некая деталь или сломается, предсказать пробег или поведение самолета в воздухе и т.д. Любые мемуары про ведущих конструкторов наполнены такими воспоминаниями. Академик А. Н. Крылов посвятил целые страницы, как он математикой и сопроматом пытался проверять выводы своего учителя П. А. Титова по прочности, которые тот делал в уме как бы за мгновение, правда без использования сложной математики.
Но безусловным лидером конструирования в уме считается Никола Тесла. Пройдя путь от простой тренировки наблюдательности и тренировки ума в детстве, которой требовал его отец от своих детей, через расчеты в уме в начальной школе, превратившиеся сначала в «мгновенный счет» и мгновенное решение задач, как у Софьи Ковалевской, Тесла пришел к конструированию в уме, включая не только расчеты и чертежи, но и полное моделирование испытания приборов. Тесла не только рассчитывал, чертил и создавал приборы в уме, выдавая готовые чертежи с размерами, но и моделировал испытания. Причем все это не было врожденной способностью – мы имеем воспоминания самого Теслы и его окружения, показывающих, как зарождались и формировались навыки, как навыки постоянным и непрерывным применением всегда переходили в способности.