Наблюдательность в театре и кино
Для большинства навыков сложно именно воссоздать объект в уме со всеми деталями, то есть воссоздать движение своего тела в уме. Потому что воссозданное движение воплотить и отработать уже очень легко. На Востоке ходят легенды, рассказывающие как большинство выдающихся Йогов могут повторить любой навык с первого раза.
Иногда считают, что достаточно представить себя «стариком», «менеджером» и т.д., чтоб сыграть их – но как можно сыграть то, что ты никогда не наблюдал? Очень часто никакими «я в предполагаемых обстоятельствах», никакими внутренними переживаниями невозможно воссоздать на сцене то, что никогда не наблюдал даже по аналогии. В лучшем случае это будет абстракционизм, все равно, что гадать, что такое рахат-лукум, не видя, не пробовав и не слышав о нем.
Гениальный актер и режиссер своего времени Чарли Чаплин писал: «Держать глаза открытыми, ум настороженным, чтобы не упустить ничего из того, что может пригодиться в моей работе. Я изучил человеческую природу, ибо без этого человеческое искусство немыслимо».
Гениальный режиссер и актер Мейерхольд напрямую связывал творчество и наблюдательность. «Мейерхольд постоянно учился у жизни. На улице или в парке он часто подолгу смотрел на людей, чем-то привлекших его внимание, на стариков, женщин, детей на животных. Все это откладывалось в его памяти, откуда он черпал то, что было нужно в тот или иной момент...» [92].
О том же говорил и Константин Сергеевич Станиславский. Более того, «в юности Станиславский не удовлетворялся одними лишь впечатлениями – все виденное или слышанное он так или иначе пытался воссоздать, воспроизвести...» [219].
Для актерской и режиссерской профессии наблюдательность, то есть воспроизведение в уме некоего куска жизни, является одной из первичных творческих способностей.
Страницы: 1, 2