Призвание
Во-вторых, выбор и призвание определяют процессы, происходящие напрямую в личности самого ребенка:
- Ребенок что-то пробует, начинает осваивать какое-то мастерство. И это получается у него все лучше и лучше. А совершенство во всем, пусть даже собственное, всегда красиво. А, значит, и привлекательно. Обычно выбор естественно определяется в том, в чем человек лучший, безо всякого насилия.
- Или же выбор это то, что человек умеет делать лучше всего, а значит, любит это делать. Любовь определяет выбор без всякого насилия.
- Иногда выбор определяется тем, что человек любит делать, хоть у него это может и не получаться. Ван Гог неистово любил рисовать и неистово стремился рисовать, и, несмотря на проблемы с рисованием («Едоков картофеля» он рисовал свыше девяти раз) он все же стал художником, хотя не был признанным при жизни.
По нашим исследованиям, основные проблемы с выбором чаще всего у тех детей, кто ничего не делал, ничем не занимался и ничего ни в чем не достиг. При развитии мастерства (сознания) сама проблема «выбора» исчезает – такой ребенок обычно хорошо знает, чего он хочет, и обычно достигает этого. Могут быть проблемы, когда ребенок талантлив во многих областях, но это уже совсем другой вопрос – обычно он сам их разрешает. Борис Пастернак выбирал между музыкой и поэзией, в которых он был успешен и которые любил, и выбрал поэзию. Леонардо да Винчи, как и Микеланджело, просто развивал все – и живопись, и науку, и скульптуру, и архитектуру. Он создал шедевры во многих областях. Хуже, если ребенок ничем не занимался. Если же ребенок чем-то безумно увлекается, чаще всего проблема выбора ему не грозит.