Условия работы План и планирование
На вопрос, когда же художник может, наконец, приступить к практической работе, Мейерхольд отвечал одним словом: мысль! Он говорил: «У режиссера должна родиться мысль». И мимоходом замечал: «Вздор, когда говорят: ему легко, потому что он талантлив! Приемы создаются в результате учебы, навыков, тренировки. А то, что руководит в момент организации работы (Мейерхольд намеренно избегал слова «творчество»), – это мысль». И восклицал: «Нет талантливого и неталантливого, есть умное и глупое! «Прометей» Скрябина есть результат находящейся в постоянном движении мысли!»
«Отдельные части, – говорил Мейерхольд, – произведут впечатление только тогда, когда они спаяны между собой. Что является цементом? Опять-таки мысль. Когда обнаруживается наличие «задней мысли», это хорошо».
«Неправильно начинать с частей, – утверждал Мейерхольд, – нужно сначала охватить общее. Можете все ремарки зачеркнуть, но конструкцию пьесы знать вы обязаны».
Мейерхольд не уставая повторял: «Мысль, программа, идея, тенденция...» В моем блокноте записан еще и такой его афоризм: «Постановка – это задание в области мысли, которое я осуществляю всеми способами, свойственными театру».