Условия работы План и планирование
В хорошей скульптуре всегда сильнейший внутренний импульс...» [цит. по 119].
У гениев «система» и «план» утверждаются без насилия. Зарождение произведений чаще всего отнесено в повседневную жизнь «в глубину», потому идеи и планы произведений чаще всего успевают «отстояться» и «выноситься». План не являет насилия, а сходен с электронными уровнями полупроводника, которые превращают непроводящий материал в проводник, человека, неспособного воплотить сразу все в творца. План – некий уровень вынашивания, промежуточный привал, который должен дать качественный скачок, превратить камень в проводник, помочь преодолеть непреодолимую физически пропасть.
Планы – промежуточные уровни вынашивания произведения, долженствующие превратить в творца тех, кто это не может. По идее, план, как и система, должен умножить творческие состояния, а в некоторых случаях даже помочь совершить прорыв.
Ø Планирование тренировок. Собственно гениев отличает не то, что они постоянно тренируются – это делают все. Легко и приятно делать то, что уже умеешь. Гения отличает то, что он находит проблемные места, которые он не умеет, и тренирует их. Гений тренирует новое или сознательно шлифует свои обнаруженные проблемы. Гений постоянно растет, постоянно преодолевает себя.
План это не антитеза творчеству, а вынашивание его. Планирование – опоры творчества, новые центры кристаллизации.
План, скорей, вынашиваемая разрастающаяся иерархическая структура, ветви дерева, начинающаяся с идеи, а потом растущая, где на конце каждого пучка своя идея: план это уже сформированные точки-идеи нового уровня, с которых начинается его «захват». Начав с простого описания идеи, мы постепенно конкретизируем замысел. План ускоряет, а не преграждает, план облегчает, а не заставляет. Понимание плана как противоположности творчества неправильно или следствие ложного представления – подлинный план вделан в творчество и есть его базовая часть.
План – облегчение для потока озарения.
План – облегчение и ускорение для тренировок.