Выработка качеств
Мы рассматриваем качества как целостности, причем объективные, основанные на физиологии сознания.
При такой постановке вопроса можно считать, что качества вырабатывается и формируются, а не рождаются произвольно. Гипнотизер в опытах В. Райкова мог формировать не только качества, но и целые личности в кратчайшие сроки: «Вы – художник Репин», «Вы – сантехник», «Вы – Поль Морфи, выдающийся американский шахматист» [328]. Качества могут формироваться как культурой и общественным внушением, так и индивидуальным саморазвитием и опытом. Здесь также нужно подчеркнуть, что развитие качеств и навыков может быть как «снизу» путем последовательного накопления, так и «сверху», то есть путем достижения управляемых целостных переживаний, которые позволяют создавать целостности, качества, навыки и таланты почти мгновенно по сравнению с обычным накопительным последовательным путем.
Качества человека зависят от исповедуемой им этической системы, принятой этической системы в обществе, количества и качества качеств в данной этической системе, идеала и самосовершенствования, а также уровня управления своим целостным сознанием (самадхи – инд. целостность). «Кротости» и «милосердия», например, нет у некоторых народов.
Человек более сложная система, чем кажется. Сущности того, что мы называем человеком, может просто-таки не оказаться при отсутствии воспитания, как у детей-маугли. Не менее страшны упрощенные субкультуры: как самоформирующиеся молодежные, криминальные, так и навязываемые гендерно-религиозные. В одних могут полностью отсутствовать базовые понятия, а в последних – изыматься и блокироваться важные человеческие качества.