Наблюдательность как вдохновение
Если гении типа Михаила Чехова или Александра Пушкина испытывали при творческом вдохновении целостные состояния, если мистики испытывали целостные слияния во время экстазов, то буддисты и многие подразделения йогов пошли дальше. Они требуют «озарения» и «вдохновения» в жизни, а не в неких мистических ситуациях. Творчество должно быть в жизни, и вся жизнь должна быть превращена в творчество. И не только формально, но и на уровне целостных состояний. Йоги считают, что целостное состояние, то есть настоящее вдохновение, должно быть в жизни.
Выше мы показали, что целостные состояния при озарении-вдохновении гениев, озарениях-экстазах йогов и мистиков, состояний части аутистов-савантов, мгновенных присмертных или сверхстрессовых угрожающих переживаниях, отравлениях ядами, схожими с естественными эндорфинами-энкефалинами и многие другие состояния при перенапряжениях, катастрофах, гипнозе и т.д. имеют общую природу. Если йоги и высшие буддисты считают, что настоящее вдохновение должно быть в жизни, а озарение касалось бы не только высших экстазов и нирван, а было бы в жизни, то при чем здесь наблюдательность, эта «медитация в действии»?
Именно наблюдательность, как это ни парадоксально, по восточным меркам, и ведет к целостному состоянию среди обычной жизни.