Отличие наблюдательности от памяти
Наблюдательность на Востоке называют «медитация в действии». Блок тренировки наблюдательности является базовым упражнением в буддизме и йоге. Любящие рассуждать о медитации,
самадхи и нирване европейцы умудрились проигнорировать самое распространенное упражнение, тренировку и концепцию буддизма. Какой «буддизм» или «йога» получаются без тщательной ежедневной тренировки наблюдательности на протяжении пятидесяти лет, страшно подумать. Ведь отточенная многолетними многочасовыми тренировками наблюдательность йога или буддиста – это и «привязка» к внешнему миру, и развитие мышления, и тренировка памяти. Адекватность рассуждений у йога или буддиста благодаря наблюдательности на несколько порядков выше, чем у нетренированного обычного человека из его местности, и здравый смысл йога обычно на порядки выше, чем у заурядного обывателя. Наблюдательность окружающего дает понимание реальности и здравый смысл, которого обычно лишаются при «мистике».
Наблюдательность над собой дает самоконтроль, контроль над мышлением, отсутствие типичных для религиозного запада отклонений. Отточенная наблюдательность позволяет йогу находить равновесие во всем, замечание и осознание малейших изменений как изнутри, так и во внешнем мире, позволяет управлять внутренним миром, ибо знает, когда что-то изменяется и в какую сторону. Замечание малейшего изменения и постоянный контроль внешнего и внутреннего, – что и есть настоящая наблюдательность, – приводит к самоконтролю. «Даже по дороге наблюдайте, используйте каждую минуту для развития...» – говорил Ауробиндо. Мы не осознаем обычно, что контроль начинается с наблюдательности. Настоящий йог, как Шри Ауробиндо, который культивировал внутреннюю наблюдательность – «наблюдайте без всякого отвлечения, потому что другие силы, которые не являются подлинными, могут предпринять попытку подменить собой подлинную силу», – не только не отличим по здравомыслию, но и благодаря наблюдательности обычно более эффективен. Он, обычно, с самого начала видит малейшее отклонение своего ума и мысли от здравого смысла и малейшие изменения во внешней реальности, и потому может с ними бороться.