Система и ритм труда
Упрощенно говоря, умственный и физический труд должен занимать все время бодрствования, даже отдых должен быть не безделие, а перемена занятий. Человек должен работать столько, сколько он не спит, а для этого нужны особые методы, умственные умения и навыки.
«Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти. Вовсе не гений внезапно и таинственно (en secret) открывает мне, что именно мне должно говорить и делать при обстоятельствах, кажущихся неожиданными для других, – но мне открывает это мое размышление. Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать», – писал Наполеон [375].
Постоянству труда, непрестанному труду нужно учить с раннего детства – только так это может природно стать естественной и неотъемлемой частью жизни, об обсуждении которой даже и речи быть не может, как не обсуждается восход солнца, трудность ходьбы или дыхания. Труд должен стать у ребенка неотъемлемой частью на внутреннем уровне, чтобы потом он не считал его чем-то внешним, навязанным.