Социальные особенности постановки целей у женщин
действии: убеждение, что ты сможешь, что ты все это можешь сделать, – есть необходимость достижения этого невероятного результата. На Востоке считают, что «появление мысли о неудаче есть уже поражение» (Агни Йога §237) [5]. Можно сказать, что для спортсмена, а также в любой сверхсложной деятельности, которая отвечает понятию выдающегося, мысль о поражении уже поражение. Очень сложно выполнить сложнейший олимпийский комплекс, взять чемпионскую высоту или сыграть сложную сцену или сверхсложный пассаж на людях, сомневаясь в себе (уверенность не значит самомнение).
С вдохновением еще сложнее. Влияние неуверенности и мыслей о неудаче иногда может быть фатальным. Прежде чем преступить к выдвижению объяснений этого, нужно остановиться на ранее не рассмотренных аспектах вдохновения. У вдохновения есть разные стадии развития. При вдохновении творец иногда предоставляет мысли как бы самой развиваться, не вмешиваясь рассудком в движение или вдохновение, а как бы наблюдая и осторожно направляя со стороны. Пастернак писал на автобиографическом опыте про поэзию Ю. Живаго: «После двух-трех легко вылившихся строф и нескольких, его самого поразивших сравнений работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и не состояние его души, которому он ищет выражение, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сами начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения. Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самим движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колеса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор не узнанных, неучтенных, неназванных» [307]. Еще сильнее выразился художник Константин Клуге, который утверждал, что рассудок как бы отключается при его «вдохновении», и не художник рассудком рисует пейзаж, а словно именно вдохновение как неким образом противоположная рассудку часть: «Однако несомненно, что такая творческая интенсивность не требует от художника какой-либо усиленной работы мозга. Наоборот, она переходит как бы в автоматический режим. Зрение ловит формы и тона, вызывающие рефлексы, благодаря которым зрительные впечатления моментально переносятся на полотно. Мышление