Индивидуальные или гендерные отличия?
Вернемся к гендерным отличиям. Бесчисленными экспериментами, пробами, испытаниями, опытами энтузиастов над собой было показано, что абсолютно любой признак ума тренируется, если и не прямо, то с помощью обратной связи. Даже абсолютный слух тренируется – от опыта развития музыкального слуха с помощью обратной связи А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева до тренировки абсолютного слуха. Один из музыкантов вспоминал: «Но вот в классе сольфеджио молодая учительница вынесла приговор: "У вас очень слабый слух (я нередко писал музыкальные диктанты на "два"), трудно вам будет". Слабый? А как его сделать сильным? Работа? Это я могу. И снова бесконечные занятия, только теперь уже по ночам (чтобы лучше слышать), у рояля. К концу второго курса у меня обнаруживают... абсолютный слух. Не может быть, у меня – абсолютный?! Нет, все правильно, я стал слышать без настройки точную высоту любого звука. В журнале против моей фамилии постоянно отметка "пять". А в сердце радость: я могу! Работа, работа, работа...» [433].
Как математические способности, так и пространственное мышление тренируются просто элементарно. Это было показано многочисленными экспериментами педагогов и психологов. Врожденные отличия пола по уму, скорей всего, являются