Красота как символ гениальности
Ø Связь с целостными состояниями и озарением. Как мы показали в работах [108, 109], при приближении к состояниям, родственным «озарению», «вдохновению», целостным гипермнезиям, религиозным «вдохновениям», «озарениям», «экстазам», аутистическим феноменам и прочим скачкообразно увеличивается число переживаний красоты. При этом на порядки растет сила самого чувства красоты. Чувство красоты оказалось тесно связано с целостными феноменами, более того – оно, вероятно, является их порождением.
Если для так называемых целостных «озарения» и «вдохновения» гениев искусства это считалось якобы само собой разумеющимся, то скачкообразно учащающееся и усиливающееся чувство «красоты» в других целостных феноменах, включая йогические, предсмертные, кризисные, усталостные, мистические, аутистические и т.п., – просто так не объяснишь. Приходится вводить некие объяснения чувства «красоты» уже не как культурного феномена, а как некоего базового чувства.
Ø Совершенство как оценка мышления. Мы доказываем, что само чувство красоты как некой оценки совершенства есть порождение целостного состояния. При одновременном осознании множества элементов, как при целостной гипермнезии, сравнение разных явлений происходит по множеству признаков одновременно. Наиболее совершенное явление выявляется самим фактом целостного мышления, потому что одно одновременное осознание выявляет все цепочки хуже-лучше. Проще говоря, одновременное целостное осознание всей жизни, часто наблюдаемое при угрозе для жизни, не только выявляет все знания, но и выстраивает все эволюционные цепочки всего ко всему, то есть самое прекрасное и совершенное. Частичное проявление, происходящее при любом восприятии, трансформируется в оценку красоты или совершенства. Чем целостное состояние сильней, тем оценка красоты сильней и ярче.