Красота как символ гениальности
br style="page-break-before: always" clear="all" />
Здесь выявляется еще одно феноменальное явление – чем ближе мозговые волны к младенческому (аутистическому) состоянию, то есть к доминанте дельта-волн, тем сильнее проявляется чувство красоты. Это парадоксально – как может младенец чувствовать «красоту»? И может ли? Как может аутист чувствовать красоту, если исследования показывают, что у тяжелых аутистов нет «личности»? А они утверждают о красоте, хотя с личностью проблемы – они могут мгновенно решать математические задачи, но о себе говорить во втором лице, даже не отождествляясь с телом. А йог теряет «личность» в самадхи? Йоги говорят о невероятных постоянных переживаниях красоты в этом состоянии. Значит, нужно пересмотреть само понятие красоты – по нашему мнению, оно, очевидно, является базовым регулятором мышления.
Если «самадхи» как целостность как-то и чем-то осознается даже при ощущении «потери» «личности» и ощущении слияния с целым и отождествления с ним, значит и чувство «красоты» может осознаваться. Парадоксально, но это значит, что при полном слиянии с субъектом, с мыслью, с неким целым, со всем некогда виденным и слышанным, нечто может это ощущать. А это значит, что даже младенец после появления тета-волн, вероятно, может это ощущать как чувство. В работе «Теория творческого процесса: структура разума (интеллекта)» [108] мы связываем появление тета-волн с появлением чувств у младенца. И, судя по всему, именно то, что мы считаем чувством красоты, является одним из первых чувств и направляющих.