Патриархат и творчество
Сходная ситуация и в православных патриархальных семьях – обычно они давали на порядки меньше шансов реализации женщине. От женщины в них требуют даже бросить карьеру или мастерство,
даже если последнее не мешает семье, и полностью отдаться семье. Исключение составляли только очень богатые семьи, где женщине не требовалось полностью отдавать себя бытовым заботам, да еще в новом тысячелетии с появлением Интернета открылись новые возможности творчества, которые еще непонятно как повлияют на патриархальные семьи, где женщина всегда дома. Красота, гениальность – это эволюционность и новизна, в науке это отчасти и преодоление общепринятых взглядов, в искусстве – ломка канона (вспомним хоть трагедию Ван Гога, Дизеля, Теслы), и ожидать этого от сторонников традиционного мировоззрения, традиций и покорности в принципе нелепо. Это не значит, что гении-женщины не могут быть верующими, как актрисы Мария Николаевна Ермолова или Мария Гавриловна Савина. Но игравшую Жанну д’Арк Ермолову или свободолюбивую Савину, бросившую мужа-мота, никто и не назовет патриархальными. Православная гениальная пианистка Мария Вениаминовна Юдина (одна сестра – геолог, другая – врач) вообще не была замужем, иначе ее первым делом попросили бы бросить пианино, философию, античных авторов, преподавание в ВУЗе, профессуру и вообще все скандальное поведение – в Советском Союзе одной из самых мятежных, скандальных и известных личностей мира можно было быть и православной. Склад ума у подчинившейся патриархальной семье и мужу во всем, покорной, добровольно рабской, безответной, послушной, безропотной, традиционной, воцерковленной женщины делает гениальность в принципе невозможной.
Разговор о гениальности и творчестве в традиционной патриархальной мусульманской или христианской семье можно даже не вести.