Патриархат и творчество
В патриархальных странах практически более чем вдвое уменьшается число квалифицированных работников при равном числе едоков. А это значит, что в равных условиях, если оценивать объем экономики по вложенному труду, практически более чем вдвое будет меньше богатство страны и богатство, приходящееся на одного человека. Исключение составляют лишь крошечные страны с громадным количеством природных ископаемых. Но на самом деле богатство многих исламских стран преувеличено – какой может по определению быть «уровень жизни», если ровно половина населения лишена не только этого уровня жизни, а вообще всего, часто даже права на выбор образования, права вести дело, права водить машину и т.д.? Если половина населения не имеет даже самых элементарных прав, о каком «уровне достатка» в принципе может идти речь? Зачем деньги шимпанзе, если оно на них ничего не может купить, а из купленного – использовать? Почему б тогда не рассматривать высокий уровень жизни рабов или собак? А прав на богатство мужа у жены в мусульманских семьях по шариату в ортодоксальных странах не больше, чем у рабыни (хотя Коран требует отдавать жене одну восьмую наследства, если есть дети, или одну четвертую наследства, если детей нет, и ритуальный махр вдобавок, но практически это не выполняется). Когда вопрос идет о деньгах, религиозные наставления удивительным образом исчезают в сознании наследников, особенно считающих себя выше.
Каким образом патриархат может влиять на семью?