Тренировка наблюдательности
17) Умение мыслить моделями.
18) Умение прикладывать все знания, все модели, все когда-либо наблюдаемое учеником к каждому моменту времени одновременно.
19) Легендарное умение Йогов создавать целостную (рассчитываемую) модель всего как вершину наблюдательности («которая как бы в совершенно абстрактной форме содержала все Бытие»), которая постоянно корректируется. Приписывается иногда Будде. Наблюдательность соединена с целостным сознанием, восприятие стало «численной» точной просчитываемой моделью, интегрированной с знанием, мышление стало
целостным творчеством.
Мы кратко рассмотрели общие этапы развития наблюдательности. Сначала выявление все большего количества признаков; потом воспроизводство объектов в уме; потом переход от статических к динамическим объектам; потом переход от простой картинки к моделям; потом от статических моделей к динамическим, далее переход от простых моделей к точным, от точных численных моделей к рассчитываемым непрерывно моделям; потом переход к целостным моделям; от единичных целостных моделей переход к нескольким целостным моделям; далее переход к объединению моделей в комплексы; потом от умения объединять модели переход к умению мыслить моделями и далее к целостному мышлению. От целостного мышления к одной общей целостной и одновременно осознаваемой модели Вселенной, от простой модели – к идеальной модели, от попыток воплощения идеальной модели во всем – к непрерывному творчеству Жизни.