Тренировка наблюдательности
Мы здесь не будем приводить упражнения, вырабатывающие этот навык «измерения» размеров или времени. Они основаны на «обратной связи». Мы предсказываем измерение предмета до миллиметра на глаз, а потом проверяем инструментом предсказанное, и так десятки тысяч раз. Или воображаем точно линейку в внутреннем мире, потом как бы проверяя и соотнося ее с реальным инструментом. Или соотносим воображаемый предмет с реальным. И подобное. Нужно только сказать, что, по исследованиям психологов, занимавшихся выработкой музыкального слуха и абсолютного слуха, для того чтоб выработать умение различать ноты с помощью обратной связи, нужно сначала научиться их воспроизводить. Выработав навык брать ноту вслух с помощью обратной связи, переходят к воспроизводству ноты в уме, уча воспроизводить в уме ноту, близкую к камертону. Дальше обретение музыкального слуха становится простой работой.
Нужно научиться воспроизводить в уме точный размер некоторой величины, как бы проверяя образ по реальным эталонам. Правда, такое сравнение воображаемого звука и эталонного, воображаемого размера и эталонного размера, воображаемого расстояния и реального, воображаемого времени и эталонного на секундомере требуют уже гибкого воображения.
13) Рассчитываемая или «цифровая» модель. Обычно на этом уровне учат строить и рассчитывать чертежи в уме. На этом уровне строят умение моделировать и рассчитывать творение в статике, динамике, цифрах. Этот уровень наблюдается у некоторых гениев и йогов. Никола Тесла постоянно демонстрировал это умение.