Тренировка наблюдательности
4) После отработки зрительной наблюдательности, перейти к отработке слуховой, ароматической (запаховой), вкусовой, тактильной наблюдательности, то есть пытаться воспроизвести в уме подобные объекты – воспроизвести в уме мелодии, речь, звук механизмов, шум природы, воспроизвести вкусовые особенности, детали, составляющие и отношения продукта, воспроизвести запах и т.д. Это нужно для отработки других видов «памяти» и воспроизведения, но последним не злоупотреблять, если это не используется в жизни и работе. Писатель Иван Бунин, например, имел нюх как у собаки и с одного раза запоминал любые запахи, но это ему в творчестве и жизни не пригодилось.
5) После отработки статического образа переходят к отработке наблюдательности динамических образов.
6) И, наоборот, после неподвижности самого ученика начинают отрабатывать наблюдательность в движении самого ученика. В буддизме, например, гоняют мимо комнат с предметами. И
ученик, пробегая мимо двери комнаты или по комнате или зданию, должен пронаблюдать и воспроизвести в уме обстановку комнаты или здания, составить в уме карту местности на ходу и т.д. и т.п.