Женщины и гениальность в обществе
Но что будет, если, как в религиозных семьях, мать и неграмотна, и некультурна, и не думает, и не работает? Это совсем не та модель человека, которая способствует гениальности. Внушенная модель человека не станет моделью гения, он не будет одержимо пытаться соответствовать ей, включая все ресурсы пластичного детского мозга.
Как только внешний и внутренний труд станет естественным наполнением всей жизни, отчасти даже радостным, достаточно передать организационные навыки и стремления, цели и ценности – и вуаля, будущий гений готов.
Учитывая то, что, как показали психологи, любые способности развиваются, тренируются, включая даже такие эфемерные качества, как чуткость к красоте, никаких препятствий, кроме внутренних, для человека, которому естественно трудиться, не будет, пусть это даже будут десятки тысяч часов. В редких мемуарах, написанных
дореволюционными кулаками и даже крестьянами, а не барами и аристократами, нас поразило отношение к труду. Приученные к труду с самого раннего детства, чуть ли не с младенчества, воспринимавшие труд своих родителей и свой труд, как естественный восход солнца, с детства работавшие и желавшие помогать взрослым и даже гордившиеся этим, воспринимавшие то же «ночное» (присматривать за лошадьми с другими детьми ночью) как романтику и т.д. – все эти люди не воспринимали труд как насильственное. Более того – они не могли не работать и часто даже не понимали и злились, как можно не работать.