Женщины и гениальность в обществе
«Тем не менее, сытые или голодные, все на хуторе трудились от восхода до заката, – писала Вия Артмане. – Земля диктовала свои законы. В детстве я не испытывала никакого унижения от того что пасу скот. Более того, меня радовало то, что тружусь наравне со взрослыми. А как же жить иначе? (Благодаря тем годам, я до сих пор не боюсь никакого труда на земле...) [29].
Трудясь с детства и чуть не с младенчества с утра до ночи, они воспринимали и труд сквозь призму детства и всех чувств – это была просто часть жизни, как движение, ходьба. Это поражало. Дед автора, по рассказам, будучи парализованным на ноги и не в силах ходить, ползая обрабатывал шестьдесят соток (не шесть перестроечных).
У очень многих дореволюционных известных работников, родившихся до того, как непосильный детский труд был справедливо запрещен, невероятное по современным меркам отношение к труду. Большевики, сделав великое дело, допустили ошибку, не оставив с самого детства часть труда как часть детской жизни с ее радостями и печалями, счастьем и чувствами, горем и радостью, чтоб труд был неотъемлем, как восход солнца. Явление труда должно быть импринтинговым, неотбираемым и несомненным – как черты характера, внутренняя часть личности. Вот это и должна дать мать-гений, включая стремления, ценности, этику, мысленную культуру, внешнюю культуру, навыки, умения, пример, модель, образец, эталон, образчик, шедевр.