Архив новостей

Наблюдательность в музыке

«Гостиная стала для меня раем... Частично ради удовольствия, частично серьезно я научился различать тональности, а сидя спиной к инструменту мог назвать ноты в любом аккорде, даже самом диссонансном. С тех пор изучение клавиатуры стало «детской игрой», и вскоре я уже играл сначала одной рукой, затем двумя, и любая мелодия привлекала мое внимание... Все это, естественно, поражало моих родственников, ни у кого из которых, как я теперь понимаю, не было никаких музыкальных способностей... К трем с половиной годам мои склонности стали настолько очевидными, что семья решила что-то делать с этим моим талантом...» [545].

Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев совместно с А. Р. Лурией (и другие авторы) провели серию экспериментов по созданию музыкального слуха у тех, у кого его не было. Они использовали разные методы обратной связи, то есть человек слышал, видел высоту или ощущал кожей тон и ноту с помощью приборов, пытался ее воспроизводить, и его неправильные попытки корректировались (иногда с помощью слабых ударов током). Суть в том, что оказалось, чтобы научиться различать ноту, нужно было научиться самому воспроизводить ее.

 

Сегодня для обратной связи существуют специальные программы, которые показывают высоту и значение ноты (или вашего звука) и даже специальные приборы-тюнеры (например, голосовой обучающий тюнер ROLAND VT-12, который, правда, цифровое значение частоты не показывает, только буквенную ноту).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6