Наблюдательность в музыке
«Как же вы работаете?» – был задан вопрос Мстиславу Ростроповичу. Ростропович ответил:
«– Так, что у меня никогда не устают мышцы рук. Устает
голова.
Первоначально учу новое сочинение без инструмента, с нотами. Беру клавир, и стараюсь представить звучание с помощью внутреннего слуха. Вслушиваюсь во все гармонии, переходы, разбираю форму...
Определив, как мне хотелось бы играть, сажусь за фортепиано и прощупываю музыкальную ткань, виолончельную партию подпеваю... Затем играю произведение на виолончели. Целиком. Со стороны послушаете: каскад фальши. Темпераментной фальши. Но я должен сразу представить, как нужно играть, какими «мазками». Потом уж расставляю правильные штрихи, аппликатуру, учу тщательно... В заключение – снова темпераментно, «в мыле» проигрываю произведение и определяю, какие части, куски нужно «подровнять»... Она (интерпретация) является сложным психологическим процессом. Ведь музыкальное произведение – зашифрованное настроение композитора. Моя задача – возродить ...