Наблюдательность в музыке
Шаляпин особенно настаивал на этой мыслительной работе певца, ставя ее наравне с работой физической, тренировочной...» [416].
Гениальный пианист Мария Юдина, постоянно играя и повторяя пассажи по сто раз, отрицала, по утверждениям биографов, что занимается собственно техникой. Парадоксально, но у известного виртуоза был травмированный и неправильно сросшийся палец руки – ей в аварии раздробило ключицу и пальцы руки. Когда ее спросили, как она вообще может играть неправильно сросшимся пальцем, она ответила: «Неужели вы думаете, что играют руками? Играют вот чем!» – и она постучала себя по лбу [225]. Святослав Рихтер вообще говорил, что «пробует варианты состояний и эмоций в каждой фразе» [цит. по 41]. Как ни парадоксально, но чистые виртуозы, как оказалось, требовали мыслительной работы не менее творцов. Популярная фраза Юдиной: «Не прикасайся к клавишам, пока не услышишь все произведение сразу. Пока Бетховен в тебе не заиграет – не играй...» [199].
Даже в популярной музыке творят в уме. Майкл Таривердиев, автор песен «Миллион алых роз» и к фильму «Ирония любви, или с легким паром» творил музыку в уме. Майкл Джексон говорил о некоем целостном восприятии и творчестве в уме в интервью журналу “Rolling Stones” за 1983 год: «Я перестаю грезить и невольно восклицаю: «Вот здорово! Надо это немедленно записать». Можно слышать слова, все тут же, прямо перед носом...» [Цит. по 179].
То есть воспроизведение в уме требуется даже исполнителям! Парадоксально, но оно им требуется на порядок больше, чем композиторам. Про гениальных композиторов, которые, как Моцарт и Бетховен, полностью создавали свои произведения в уме, вообще промолчим – для композитора умение воспроизвести мелодию в уме, оперировать ею в уме как единой конструкцией необходимо для музыкальных построений.