Необходимость самосовершенствования и изменения
Все это в комплексе дает удивительную вещь – человек может просто не видеть то, что он не учился различать. Известен исторический факт: когда большие корабли европейцев впервые приплыли на острова туземцев в Тихом океане, то туземцы, у которых были только маленькие лодки, в упор не видели больших европейских кораблей, хотя видели спускаемые с них маленькие лодки. Кошки иногда сперва не видят принципиально новый объект. Слепые от рождения, которые прозрели в результате операции на глазах, видят вовсе не так, как видят обычные люди – они видят лишь то, что они могли ранее ощупать. Если лежащую на столе перед таким бывшим слепым ложку, которую он видит, привязать за веревочку и поднять, то она просто для него исчезает. Слепых, хоть они и прозрели физически, приходится обучать видеть, и некоторые из них так до конца жизни и не научаются этому.
Людям обычно кажется, что они должны все видеть, но нет – исследования показывают, что именно не видят, а не «не наблюдают». Очень часто люди даже не распознают язык незнакомого народа, на котором говорят миллионы людей – он кажется им неразборчивым бормотанием, они неспособны повторить несколько слов с четкой артикуляцией букв, зачастую просто неспособны повторить. Про сложные феномены, связанные с длительным обучением, сложными внутренними расчетами, и говорить нечего.
То есть мастерство и работа над собой строят не только навыки, но и влияют на наше восприятие мира. Мир мастера, мир многознающего и мир обычного человека – в буквальном смысле разные миры.