Необходимость самосовершенствования и изменения
В некотором смысле человек высокой культуры с выработанными 500 и более этическими качествами – это другая раса.
Но выработку этих качеств – навыков, сложнейших навыков действия в определенных ситуациях включая чувства, навыков, которые подобно ступенькам лестницы определяют контроль сознания, – почти невозможно вести, не осознав необходимость контроля сознания, контроля над собой, совершенствования внешних и внутренних навыков. Причем гениями обычно становятся те, у кого этот импульс совершенствования был внутренним и независящим от внешних обстоятельств, а не внешним. Те, кем двигала идея. Невозможно в принципе стать мастером случайно – идея «таланта» как некоего дара от «авось», появляющегося вдруг само собой без работы, обучения и навыка, похожа на ожидание от ничего, обучение ничем. Миф о рождении гения самим собой от природы, без совершенствования мастерства и непрестанной работы по совершенствованию – просто миф, ни одним исследованием он не подтверждается. Никто не рождается поэтом просто потому, что младенец не умеет говорить, и, если его не учить говорить (и не давать слушать речь), он говорить и не будет – случаи бывали. Косноязычный крестьянин, выросший в глуши, и аристократ со знанием десятка языков будут иметь разные таланты к поэзии: взять только Царское Село, где учились дети аристократов и откуда вышло множество поэтов, и обычное село в Сибири, откуда не вышло ни одного поэта. Поскольку речь вырабатывается, разговоры о врожденном таланте к поэзии без культуры схожи с описаниями талантов к бегу среди безногих и параличных. И, взяв воспоминания Пушкина или Моцарта, мы непременно найдем описания постоянной шлифовки и совершенствования даже готовых стихов или произведений.