Искусство мышления: озарение, вдохновение и технология мысли
Развитие науки обычно описывают как непрерывную череду открытий, но если мы взглянем со стороны теорий, мы увидим, что развитие обычно шло от одной неправильной теории к другой, от одной неправильной идее к другой: они отвергали, испытывали, нащупывали, проверяли и снова отвергали и в конце-концов что-то находили: но на девяносто девять неправильных и признанных теорий
и идей приходилась лишь одна относительно правильная, которая позволяла что-то нащупать, но и она отвергалась обычно в дальнейшем.
М. Вертгеймер, изучая продуктивное мышление выдающихся ученых и творцов, показал, что «группировки, центрирования, реорганизации» и прочие операции гениев [78], по-современному, – нащупывание и построение в уме модели, совершенно никак не соотносятся с точными логическими выводами, правильным научным мышлением и прочими традиционными средствами научного мышления.
Если обычно считается, что развитие теории идет от одного правильного вывода к другому, то в науке в ретроспективе мы чаще всего наблюдаем, наоборот, движение от одной неправильной теории к другой, несмотря на развитие. Но приложить историю науки к индивидуальному развитию идей у гениев обычно представляет собой довольно трудный шаг мышления. Большинство выдающихся ученых утверждают, что строгий и логичный вывод открытия или теории они делали уже после достижения окончательного результата, когда и излагали уже все логически и четко (во время стадии проверки).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33