Искусство мышления: озарение, вдохновение и технология мысли
И, наоборот, стремившиеся к четкой логике выводов часто не сумели совершить действительно выдающихся прорывов, несмотря на множество открытий и теорий, как, например, действительно гениальный Лев Ландау, чья роль в последнее время все больше сводится к созданию легендарного курса «Теоретической физики» Лифшица и Ландау, «выглаживанию» известных теорий и наведению порядка в физике, чем к открытию радикально нового. Ландау говорил, что опоздал родиться, что все уже открыто и все основные
теории созданы, но в ретроспективе мы видим, что его время было эпохой открытий в структуре атома в частности и в физике Вселенной в общем.
Парадоксально – портрет Ландау в науке был портретом «идеального ученого». Помимо выдающейся памяти, феноменального ума, способности к расчетам в уме, выводам в уме самых сложных чуть ли не бесконечно длинных формул, знаний во всех областях физики и почти во всех областях математики, Ландау не терпел никаких необоснованных догадок и «философии», требовал всегда опираться на факты и был нетерпим к нарушениям принципов научного анализа [цит. по 122], «мыслил чрезвычайно конкретно» (А. А. Абрикосов [цит. по 72]), его стремление к точности было изумительным и неповторимым, научная честность его была почти абсолютной и болезненной, буквально аутистической (аутисты не переносят малейших отклонений от правды и точности – раздражение могут вызывать даже разные уровни реки в сказке на разных страницах). И прямую ненависть, по словам Л. П. Горькова [цит. по 72], вызывало состояние, когда выводы теории противоречили «общеизвестным истинам». И этот «портрет идеального ученого», привел, наоборот, к таким анекдотичным случаям, как, например, отрицание Ландау существования «плазмы» при появлении этого понятия: «Есть три состояния веществ: твердое тело, жидкость и газ, и никакого четвертого состояния нет и быть не может» [цит. по 122]. Имеется множество подобных описаний, часть физиков утверждают, что чуть ли не большинство работ Дау встречал выкриком «Чушь!» (а некоторые даже, – что и большинство).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33