Искусство мышления: озарение, вдохновение и технология мысли
В принципе невозможно создать правильное, не создав неправильное, не отвергнув тысячи и десятки тысяч идей, не поплавав в океане у берегов Америки туда-сюда вслепую вне берега, потому что сразу угадать правильную – все равно, что выиграть в лотерею. Мозг в принципе не может создать сразу правильную идею ни с того ни с сего, создать без попыток принципиально новую и не существовавшую до этого.
Как ни парадоксально, но для озарения нужна открытость мышления, причем не только как некое свойство, но и как постоянная работа по поиску, проверке или опровержению тысяч новых, новейших и «сумасшедших» идей. Ибо, как мы знаем по воспоминаниям о Г. Гамове, А. Эйнштейне, Э. Резерфорде и многих других выдающихся ученых, сделавших мировые открытия, лишь ничтожная часть догадок оказывается после проверки правильной. Томас Эдисон сделал, по признанию соратников, свыше 10 000 попыток для лампочки.
Молодой Владимир Вернадский писал: «Ученые – те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часть сумабродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей работают...» [368]. Дж. Холтон, известный исследователь истории науки, даже создал понятия «тем» и «тематического анализа», ибо считал, что, помимо основного русла науки, каждый ученый оригинален в некоторой мере, и его взгляды также всегда в чем-то оригинальны и включают субъективный компонент и убеждения, представления, воображения, веру, философию и т.д. Ученые часто занимаются всю жизнь разработкой какой-нибудь темы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33