Ресурсы сознания и вдохновение
- В-девятых, целостное озарение чаще всего у творцов не
приходит просто так, а является следствием напряженного мышления о какой-либо проблеме. Творец иногда не просто долго, а днями и месяцами погружен в некую мысль или проблему, в выработку некоего навыка – и тогда в какой-то момент навык становится как бы мгновенным, знание становится как бы мгновенным и применяется бездумно, а понимается – сразу, проблема как бы охватывается со всех сторон как некое озарение – как молния, некое произведение осознается сразу, одновременно, как это было у Моцарта или Бетховена.
В большинстве случаев озарению предшествовало напряженное мышление. Бетховен даже писал, что идея произведения вообще его «никогда не покидала», то есть он держал ее в уме постоянно и днем и ночью. Моцарт, охватывавший все произведение целиком, писал, что это начинается как бы с мышления о понравившихся отрывках мелодий, которые он «сохранял в памяти», напевал, обдумывал и, вероятно, держал в уме. Поэт и писатель Иван Бунин повторял без конца ученикам, что «постоянно надо думать напряженно». Большинство ученых и творцов испытывали этот период полного поглощения мыслью.
Фиксация на какой-то мысли, фиксация на каком-то произведении, полное поглощение некой идеей, задумкой, работой, произведением, энтузиазм, переходящий в постоянное «горение» некой идеей, «пылание» произведением, «одержимость» идеей в хорошем смысле слова вплоть до того, что человек даже есть и спать не может, занятый обдумыванием или творчеством, попыткой закончить – наблюдается не только у аутистов, но и у творцов всех видов, ученых, философов, даже политических деятелей. На основании обнаружении стадии фиксации у аутистов, у которых часто наблюдается постоянное целостное мышление, мы считаем стадию «фиксации» желательной или необходимой для достижения целостного озарения. Но хотя напряженное мышление, переходящее в «фиксацию», в одержимость, и приводит к озарению, это еще все стадии творческого мышления – «фиксация» должна перейти в «инкубацию». То есть вынашивание в целостном мышлении некой целостности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38