Скорочтение и целостное восприятие

 

 

 


 мыслить [215]. Появление такой способности у тех, кто раньше ее не имел на родном языке, свидетельствует о том, что ее можно вырабатывать. Что многие с успехом и делают. Чаще всего это ускоряет чтение художественной литературы – некоторые «скорочтецы» видят образы спонтанно, образы позволяют объединять слова. Это отвечает и теории, и современным исследованиям, где при образном мышлении может восприниматься несколько объектов одновременно по сравнению со словесным линейным мышлением по одному слову.

«При чтении текста я скольжу глазами наискосок абзаца или части страницы (может быть, и страницы в целом, но, когда отвлекаешься на анализ процесса чтения, его скорость значительно падает — вторжение сознания очень мешает). При этом содержание текста входит как поток образов, ярких, цветных картин – личный видеофильм, – пишет переводчик В. Подшивалова [цит. по 267], с детства читающая со скоростью выше 8000 знаков в минуту. – Однако одновременно воспринимаются и фонетические качества текста – рифмы, стилистические особенности. Любая опечатка или грамматическая неправильность производят ощущение «спотыкания», и приходится на мгновение замедлять чтение. (...) Я интенсивно пользуюсь подсознанием. Ему нужно просто не мешать, не вторгаться сознанием в то, что оно делает значительно лучше. Это относится и к памяти. Меня с детства называют ходячей энциклопедией. Чаще всего я нахожу ответы на всевозможные вопросы, а если никакой информации не приходит, значит, я об этом никогда ничего не читала и не слышала. Если было хоть что-то, картинка-образ обязательно появится... (...) Я не получила никакого лингвистического образования, но владею языком свободно, была аттестована как переводчик 1-й категории...» [цит. по 267].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19