Скорочтение и целостное восприятие

 

 

 


 объясняет их скорость. Но не во всем и не у всех. Скорость чтения незнакомого сложного научного текста «переводом в образы» не объяснишь. Способность аутиста почти мгновенно собирать пазл в тысячи деталей простым зрительным мышлением не объяснишь. Способность мгновенно осознавать множество объектов просто зрительным восприятием не объяснишь.

Но вот способность многих выдающихся людей одновременно воспринимать множество объектов легко объясняет и способности аутистов, и скорочтение, и способность понимания сложного текста, и способность собирать пазлы, и «озарения» и «вдохновения», при которых осознаются множество объектов одновременно, и т.д.

Исследования последних лет показывают, что существуют «целостные состояния», в которых множество элементов осознается одновременно. Например, Моцарт и Бетховен одновременно осознавали всю симфонию с тысячами элементов и держали в уме всю ее сразу – в главе 2 мы привели несколько описаний подобных феноменов. Более подробно они раскрыты в работе «Теория творческого процесса: структура разума (интеллекта)» [108]. Ленин, который, по свидетельству многочисленных сотрудников, читал целыми страницами сложные научные книги, мог цитировать их целыми абзацами. Никакое «чтение по диагонали» и «расширенное поле зрения» не поможет цитировать наизусть целые абзацы сложного научного текста с одного взгляда. Скорость листания была такова, что окружающим казалось, что он даже не просматривает, а ищет картинки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19