Наблюдательность в науке
возраста. Он был «всегда наблюдающим и все анализирующим физиологом», – писала о нем его ученица М. К. Петрова. Наблюдательности как части способа мышления придерживался, например, всемирно известный биолог А. А. Любищев, – даже в книгах он выискивал не только основную идею, но и абсолютно все, как он писал, мельчайшие факты и фактики, прочесывая всю книгу мелкой частой сетью, выявляя все отношения, даже если они не были связаны с основной темой книги. Любищев считал, что такая тщательная работа, несмотря на то, что она занимает много времени, хорошо окупается. Более того – он не только делал по каждой книге конспект, но и обычно писал тщательный разбор и анализ, а иногда и статью. Последние аккуратно подшивались в специальные книги вместе с разборами и конспектами, поэтому сами статьи он потом писал очень быстро. Разобранные таким образом книги с последующим анализом он никогда не забывал.
Ø Во-вторых, с помощью постоянной наблюдательности как метода мышления и восприятия отчасти демпфируется тот неприятный факт, что смена теорий или «парадигм» в науке затруднена из-за человеческого фактора и большинство научных открытий совершается до 30–40 лет (Б. Джонс и Б. Вайнберг, проанализировавшие нобелевских лауреатов, показали, что пик научной продуктивности приходится на промежуток между 30 и 40 годами), тогда как значительная часть творческих и гениальных достижений в других областях
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41