Архив новостей

Наблюдательность в науке

То же самое знание проходится не один раз на всю жизнь – то есть один раз запомнить и хватит, как считают студенты, а постоянно по спирали обновляется, изменяется и дополняется, понимается. Поэтому «память» в классическом понимании просто не соответствует науке. К тому же в стандартном понимании вне мышления (целостного состояния) ее просто не существует, и большинство забывает 90 % того, что они выучили для экзаменов, через несколько дней после экзамена. Даже выработка умственных навыков (целостностей) и то хоть оставляет их на всю жизнь (или лет семь), как езду на велосипеде или родной язык. Тогда как запомненное – оно почти полностью не существует, все равно, что уметь плавать по книге. Запомненное знание – это почти принципиальное незнание, только в примитивной области велосипеда или альпинизма это понимается, а в сверхсложной научного и конструкторского творчества – не понимается. Даже абсолютная память – это вовсе не знание. Опора на «память» – это принципиальная ошибка, которая делает бессмысленной большинство учебы. Нужно комплексно развивать и вырабатывать всевозможные навыки мышления, комплексные навыки наблюдательности, всевозможные умственные навыки (знания), и постоянно напряженно мыслить до озарения и знания, постоянно наблюдать до понимания и модели, творить до создания нового – и только тогда можно выработать настоящее мастерство в любой области.

 

Знание это и мысль, а само знание в науке – это всегда и динамическая система, которая при остановке на какой-то теории обрушивается как бессмысленный догматизм, хоть раньше и была
революционной. Теория – это только оболочка знания, а вовсе еще не само знание. Теории обычно опровергаются или изменяются через несколько десятков лет, а если все остается прежним, то потом это время определяется как застой. Всегда есть, чему можно учиться даже в выбранной области. Знание не учится за один раз. Наука сегодня обгоняет учебу. Восточные Йоги даже иногда использует гипертрофированную формулу: «Никто тебе не враг, никто не друг, но каждый человек тебе Великий Учитель», – значащую, что у каждого человека можно чему-то научиться. Высшее образование дает лишь иллюзию знания, нужную для работы (и часто содержащую достаточную модель), но препятствующую в специальных областях, где нужно постоянно обновлять эти знания. Дело в том, что массовое образование всегда отстает на десяток лет, а иногда, как показывает практика, и на два-три десятилетия, а основная наука обычно идет в статьях и живых экспериментах, иногда даже устных обсуждениях. Поэтому профессионал, работающий над новыми гипотезами и теориями на новом материале (естественно, никогда не входящем в учебники и большинству чаще всего неизвестным) кажется образованному обывателю даже странным. Тогда как благодаря спонтанной или тренированной наблюдательности, гений или профессионал, наоборот, наиболее адекватный.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41