Наблюдательность в науке
От обычных статических и динамических моделей потом переходят к сложным мысленным моделям, когда уже требуется не просто отобразить, но и предугадать поведение системы и даже живого объекта. Например – создать модель поведения живого существа в уме со всеми деталями. Классической является притча в дзен-буддизме, когда ученика-буддиста, пришедшего проситься в ученики к известному дзен-буддийскому Учителю, посадили в абсолютно пустом помещении перед аквариумом с только одной рыбкой на несколько часов, и Учитель попросил ученика описать то, что он видит. Через несколько часов ученика опросили, и ученик, проговорив пять минут, замолк. «Несчастный! – вскричал изумленный и потрясенный Учитель. – Только об одной этой рыбке я могу говорить часами!!!» И немедленно его выгнал. Создать модель внутренностей и поведения сложного живого объекта – классический пример упражнения в наблюдательности сложных уровней.
Упражнение наблюдательности и зоркости, то есть выработка навыков, а также умения наблюдать и воспроизводить в уме, идет этапами: от простого воспроизведения в уме картинок окружающего до статических моделей, от статических моделей к динамическим, от динамических – к живым, от живых – к сложным комплексным мысленным моделям и т.д. и т.п. Не зря наблюдательность называют медитацией (мышлением) в действии.
Модели постоянно развиваются и дорабатываются, превращаясь в постоянно развивающиеся и изменяющиеся динамические и синтетические модели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41