Архив новостей

Наблюдательность в науке

Примитивная наблюдательность уже прообраз мысли или ее заготовка, кульминация наблюдательности – целостная мысль. Наблюдательность во всех ее структурах и этапах действительно есть развитие и тренировка мысли.

 

Ø   В-седьмых, настоящая наука – это неструктурированный материал. Причем материал часто громадный, на тысячи и тысячи университетских образований. Передний край некой науки может состоять из десятков тысяч статей. Причем это крайне противоречивый материал. Очень часто каждая статья противоречит предыдущей, причем в экспериментах может не быть грубых ошибок и исследователи объективны. Трактовки экспериментов, сама постановка экспериментов, математические модели, трактовки результатов, гипотезы и теории могут разниться. И часто нельзя сказать безтщательного исследования, что это правильно, а противоречащий результат – ошибка: они все могут противоречить друг другу и быть ошибками моделей и трактовок и прочего. И как это запоминать?

 

Простое запоминание, так любимое студентами, в этих условиях невозможно.

Наблюдательность и моделирование лишь часть теории познания в этих условиях. Для науки нужна еще особая теория познания, для которой противоположные и противоречивые результаты не противоречие и ошибки (хотя и это может быть), а лишь толчок к более сложным моделям как моделей эксперимента, так и моделей явления и т.д., к более совершенным моделям и исследованиям, к более глубокой мысли. Для наблюдательности как способа мышления нужна еще особая теория познания не только как теория, но и на уровне практических действий мышления. В теории познания Востока, помимо классических пар противоположностей (инь-янь), противоречий как двигателя развития систем и тысяч прочих элементов, как основа практической наблюдательности существуют теория и метод «вмещения» (или «не отрицай»). В данной концепции при постоянной многоуровневой наблюдательности и постоянной ее тренировке, при постоянном исследовании и стремлении исследовать все и всегда без запретов, культе распознавания и стремления к истине («нет религии выше истины» [51] и т.д.) восточник не должен отрицать никакие данные, факты, наблюдения, знания и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41