Наблюдательность в науке
Отточенная навыком наблюдательность, которая порождает внутреннюю и внешнюю самокритичность прежде всего по отношению к самому себе, необходима для развития науки. Высшее образование не дает права судить специалиста – нужно обладать знаниями иногда на сотни университетских курсов и проработать в тысячи раз больше статей, но даже этого может быть недостаточно. В
СССР «интеллигенты» (люди с дипломами и люди искусства, не путать с «аристократией духа»), в отличие от «профессионалов» Америки, считали себя вправе судить абсолютно обо всем, не обладая синтезом глубоких знаний. Но когда во время перестройки интеллигенции дали опубликовать их взгляды, кухонные критики и «оппозиционные философы» (речь не идет о самоучках и дилетантах, работающих самостоятельно над проблемами вне коллектива и т.д. – эти могут знать материал лучше официальных специалистов; К. Э. Циолковский был глухим школьным учителем, а Н. Тесла вообще работал в своей лаборатории) обнаружили вопиющее невежество в большинстве случаев, превосходящее на порядки даже американских «профессионалов». Если Сократ считал, что «я знаю, что ничего не знаю», то высшее образование создает иллюзию знания.
Это не значит, что необходима узкая специализация – необходим синтез всех наук. Настоящая наука, по словам Планка, проходит как нить через все науки, и будучи специалистом только в своей узкой области, человек просто не будет понимать свою собственную область. Большинство понятий просто «повиснут», ему придется «запоминать», а не понимать. Непонимание многих вещей мгновенно ведет к искажению здравого смысла, поскольку здравый смысл основан на знании и в большинстве случаев вещи не такие, какими кажутся. Не понимая вещей, пришедших из других наук, человек неминуемо не будет понимать собственную область. Синтез – необходимость специальности. Непонимание здесь больше, чем кажется. Некоторые вообще не понимают, что знание невозможно полностью разделить на науки. М. Планк писал: «Наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не столько природою вещей, сколько ограниченностью человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве что по произволу».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41