Активизация творческого потенциала
через триста лет поражающие...» [218]. «Я думаю, что каждый большой художник должен создавать и свои формы, – говорил Лев Толстой. – Если содержание художественных произведений может быть бесконечно разнообразным, то так же и их форма. Как-то в Париже мы с Тургеневым вернулись домой из театра, и говорили об этом, и он совершенно согласился со мной. Мы с ним припоминали все лучшее в русской литературе, и, оказалось, что в этих произведениях форма совершенно оригинальная. Не говоря уже о Пушкине, возьмем мертвые Души Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное. Потом «Записки охотника»
– лучшее, что Тургенев написал. Достоевского «Мертвый дом»...» [117].
То есть в гениальном произведении своя форма и своя техника, и выучиться им совершенно невозможно. Сколько лет потратил Леонардо на «Тайную вечерю», «Мона Лизу» или «Мадонну Литта»! Сколько лет и с какими муками рисовал свои картины Василий Иванович Суриков: только картина «Боярыня Морозова» заняла три года и сотни эскизов и малых картин, были решены совершенно неизвестные ранее художественные задачи движения, освещенности снега и другие. Филипп Малявин писал: «Всю ночь думаешь, какой положить мазок, которую взять краску» [цит. по 384]. То есть научиться технике для гениальных вещей без самостоятельной ее выработки в процессе творчества этой или других новых вещей сложно, ибо и сама форма и техника работы будут новыми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49