Архив новостей

Активизация творческого потенциала

Но то, что для создания шедевра придется работать в новых и неизведанных областях, не значит, что для этого не нужно учиться – наоборот, для гениальности труд становится запредельным, просто он переходит в другую плоскость. О Шаляпине говорили, что он «работает столько, сколько не спит» [416], причем эта работа – думание. «Артист думает всю жизнь, – писал он, – и работает иной раз полчаса. И выходит, если он артист...» [цит. по 416]. «По-моему – и вот запомните – так: все решает работа. Работайте и работайте, а остальное все само придет. Только работать надо умно, понимая, что в тебе к чему!» [416].

 

В свое время А. Эриксон показал, что выдающиеся люди в своей области работали или тренировались не менее 10 000 часов [113]. И это только минимум. На примерах скрипачей и пианистов А. Эриксон обнаружил, что самые лучшие студенты к 20 годам упражнялись свыше 10 000 часов [113], и в случае профессионалов количество тренировок и затрачиваемого времени постоянно возрастало. Будущие середняки работали порядка 8000 часов, будущие школьные учителя музыки – порядка 4000 часов. Любители же имели порядка 2000 часов [113]. М. Гладуэлл утверждает, что Эриксону с коллегами не удалось найти ни одного известного мастера, который добился бы гениальных достижений, работая меньше сверстников [цит. по 113]. Д. Левитин утверждал, что меньшее количество занятий у экспертов мирового уровня просто не встречалось [113].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49