Архив новостей

Влияние внушения на талант

Ведя беседу (разговаривая с нами), он мог одновременно (удовлетворяя свои потребности вести беседу – др. пер.) продолжать без перерыва свои размышления по вопросу, который занимал его; возвращаясь после того, как его отвлекли, он просто сразу продолжал писать с прерванного места ту же фразу, будто не прекращал; таким образом, он жил за раз с самим собой и с нами.

 


 Он никогда не отдыхал от (работы) внутреннего внимания; эта последняя едва только прерывалась во время сна... Сосредоточившись на своих размышлениях, он мог не спать и не есть...» – писал Порфирий [Порфирий «О Плотине», разн. пер.].

Повторим, что часть ученых пытается отвергнуть это умение сосредоточения, несмотря на примеры йогов и выдающихся людей со сверхсосредоточенностью, такой сверхсосредоточенностью на идее, что она никогда не покидает их, не оставляет даже в повседневной жизни. Часто приводят воспоминания В. В. Введенского, который увидел бледного И. М. Сеченова: «Я обратился к нему с вопросом: «Вы были больны, Иван Михайлович?» – «Нет, меня страшно занимает один вопрос, занимает настолько, что я не могу спать и боюсь сойти с ума». Из дальнейших разговоров выяснилось, что в это время его занимала теория состава легочного воздуха...» [84]. Еще точнее описал свое «помешательство» работой известный врач С. П. Боткин: «Куда ни иду, что ни делаю, перед глазами торчат лягушки с перерезанными нервами или перевязанной артерией». От такого сверхсосредоточения легко уже перекинуть мостик к тому, что творец будет сверхсосредоточен на идее, но в то же время все более и более лучше будет действовать в окружающей жизни. Это нормальное, более того – естественное развитие доминанты мысли. В. И. Вернадский уже сознательно ходил на прогулки по красивым местам или на музыкальные выступления, чтобы не просто смотреть или слушать, а чтобы там мыслить: «Масса родится мыслей, и в этом движении мысли для меня весь смысл переживания таких антикварно-художественных прогулок. Мысли бегут, и их не поймаешь, а хотелось бы набросать то, что внезапно является и что так тесно связано со всем ранее продуманным и узнанным... Но какая-то внутренняя работа (творческая? – прочитав биографию Гете, – я думаю, это испытывали художники) идет внутри, и я ее чувствую, но не понимаю» [81]. Чайковский вообще никогда не прекращал слушать музыку в уме и творить – это уже было для него легко и естественно, что бы он ни делал. Неужели этого сверхсосредоточения не существует, вынашивания, инкубации, обнаруженных многими психологами не существует, накапливаемой постоянным направленным мышлением главной мысли или целостности не существует, умения удерживать мысль в любых условиях не существует? Умение делать несколько дел основано на целостном состоянии, которое накапливает наши мысли и для опытных йогов позволяет удерживать всегда мысль, чтобы ты не делал. Даже в христианстве существует «умное делание», когда монах постоянно удерживает молитву внутри «где-то внутри сердца», что бы он ни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45