Архив новостей

Влияние внушения на талант


 крушат врагов. Они все могут, эти чудотворные руки! ... Ой! Он берет от «до» первой октавы до «ля» второй сверху – почти две октавы одной рукой! ... Но чем дальше, тем она удивительнее: словно горячая волна заливает все внутри тебя и кажется, что настал праздник, которому радуются все... Но как можно простыми десятью пальцами так играть, какое это чудо и счастье!» [343].

О том же раздвоении или даже растроении-расчетверении на сцене говорил Федор Шаляпин: «А бывали и такие, которые говорили: «Что, мол, ему стоит спеть? Ведь вот за кулисами мы его видели в Борисе, например. Стоит, болтает что-то, прислушивается, анекдотики рассказывает, а потом пришло его время, – и он уж на сцене и уж «чур, чур» – чего же проще!» Вот таким мне всегда хотелось несколько теплых слов с поминовением родителям сказать!

Да ведь в то время, когда я анекдотики рассказываю, болтаю, в то время я сам себя проверяю, головы вы садовые. За болтовней вы не видите, что душа моя тетивой на луке натянута: анекдотик – анекдотиком, а Борис – Борисом! А оркестр то играет, а другие то поют, а внимания-то все это требует! Его-то и надо тоже как-то настроить и приучить не то, что в два, а в восемь глаз смотреть и в шестнадцать ушей слушать! А то выйдешь без настройки и сядешь в лужу. Нет, тут дело посложнее... Да! Анекдотики рассказываю, а так как, не хвалясь, скажу: я хорошо это делаю, – то и в этом случае хочу хорошо это сделать. Я наблюдаю, как отзывается мой анекдот на окружающих, но в то же время слушаю, что играет оркестр и скоро ли мой выход, а оперу я до последней нотки знаю и не перестаю себя готовить к выходу и проверять, все ли там, внутри у меня, подходяще настроено. Вот видите, сколько дел-то, – дай бог управится! Да и на сцене мне всему надо уделить внимание – и окружающему и себе самому: ведь я – Федор, а в то же время – Борис. Вот Федор-то и должен подсматривать, как ведет себя Борис, правильно ли? Но должен он это делать так, чтобы публика не заметила. Подумать только, как все эти твои свойства и играть, и петь, и наблюдать должны быть в тебе упражнены, чтобы у публики был полный «захват». Ведь контролер-то все время должен работать, но тонко работать, да так тонко, чтобы я, отдаваясь полностью чувствам, не влезал куда не надо. Ох, как много и упорно мне пришлось работать, воспитывая в себе эти свойства...» [416].

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45